Религиозное здание, расположенное в самом центре Евпатории. Караимские кенасы – это центр духовной и культурной жизни всех крымских караимов – малочисленного народа, численность которого по всему миру сегодня не превышает 2000 человек.

Караимские кенасы на карте:

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Караимские кенасы 45.198392, 33.374062 Религиозное здание, расположенное в самом центре Евпатории. Караимские кенасы - это центр духовной и культурной жизни всех крымских караимов - малочисленного народа, численность которого по всему миру сегодня не превышает 2000 человек. Караимские кенасы (Рассчитать маршрут)

История

Строительство комплекса кенас началось в 1803 году. До этого времени на месте нового здания располагался первый караимский храм в Евпатории. В последствии комплекс кенас периодически перестраивался. По своим размерам комплекс в точности соответствует размерам двора скинии библейского периода (60 на 30 метров) и в нынешнем виде включает несколько внутренних двориков, ряд построек и объектов.

Религия

В современной литературе о вероучении караимов говорится противоречиво: от иудейской секты до монотеистического сенкритизма с преобладанием языческих ритуалов. Однако для караима язычество является тягчайшим грехом. Караимизм возник в VIII веке.

Караимские кенасы

В настоящее время общая численность последователей караимизма во всем мире не превышает 30 тысяч человек, в основном это этнические арабы, а также караимы-тюрки, небольшая часть греков, славян, евреев. Основу религиозно-нравственных принципов караимского вероучения составляют тексты книг Священного Писания Старого Завета (Пятикнижие, Пророки, Гагиографы). Целью караимизма является служение Богу и любовь к ближнему, задачей – сохранение библейской чистоты Закона. Караимы убеждены, что Закон Господа совершенен и в коррекции не нуждается, поэтому сакрализация Талмуда, Нового Завета и Корана для них нехарактерна. Традиции не позволяют вносить изменения и дополнения к книгам Священного Писания. В основе этого лежат слова пророка Моисея: “Не прибавляйте к тому, что я повелеваю вам, и не убавляйте от этого, чтобы соблюдать заповеди Бога, Всесильного вашего, которые я повелеваю вам”.

Экскурсия по комплексу

Виноградный дворик

Именно сюда сперва попадает каждый турист и прихожанин кенас. Портал главного входа с большими ажурными металлическими воротами выполнен в 1889-1890 годах. Виноградный дворик – первый из трех, следующих один за другим, дворов. Задача двориков, по замыслу создателей комплекса, заключается в том, чтобы подготовить верующих к молитвенному настроению еще до вхождения в храм.Слева от входа вы можете увидеть маленький мраморный фонтанчик для омовения рук перед молитвой. В стенах дворика установлены мраморные плиты, которые на библейском языке рассказывают о важнейших событиях из жизни караимов. Самая древняя из плит датируется 1790 годом. В 1994 году во дворе была установлена мемориальная доска, посвященная караимам, погибшим во времена войн и террора.

Мраморный дворик

Караимские кенасы

Он является продолжением Виноградного дворика. Свое название получил из-за того, что весь покрыт белыми мраморными плитами. Посреди двора можно увидеть высокий монумент из мрамора с надписями на русском и караимском языках. Поставлен он был здесь в честь императора Александра I, посетившего храм в 1825 году.

Лапидарий

Лапидарий – это экспозиция образцов старинной письменности, выполненной на каменных плитах, в том числе надгробных. Многие туристы, которые попадают в этот дворик, находятся в полной уверенности, что здесь расположено кладбище. На самом деле под надгробными плитами, установленными в лапидарии, никто не похоронен. Плиты попали сюда с древнейшего караимского кладбища в Евпатории, которое в настоящее время практически полностью разрушено. В XX веке оно несколько раз подвергалось атакам вандализма. Особенно кладбище пострадало в предвоенное время при мощении тротуаров и в 60-х годах при строительстве фундамента мясокомбината. Уцелевшие надгробные плиты с разрушенных могил были установлены в дворике кенас для сохранности.

Двор ожидания молитвы

Четырехугольное пространство, вымощенное известняковыми плитами. Отсюда прихожане попадают в Малую и Большую кенасы.

Малая кенаса

По архитектурному исполнению Малая кенаса копирует древнейшую в Крыму кенасу Джуфут-Кале.

Портик Большой кенасы

Остекленный навес, который предшествует входу в Большую кенасу. Вдоль колонн портика установлены скамейки с ячейками для обуви, которую прихожане оставляют здесь при входе в храм. В обычные дни в портике представлена историческая экспозиция для туристов.

Большая кенаса

Караимские кенасы

Согласно исторической справке, первое богослужение в Большой кенасе состоялось в 1804 году. По объему это здание превосходит Малую кенасу в 3,5 раза. Строилось здание наподобие храма Соломона.

Как добраться

Кенасы находятся в районе Старый город. Сюда лучше отправляться без машины, так как движение по мощеным улочкам Старого города разрешено только для местных жителей, в целом же этот район пешеходный. Кенасы находятся на пересечении улиц Караимской и Ефета.

Стоимость билета – около 100 руб.

При подготовке статьи использована информация из книги Давида Тирияки “Караимские кенасы Евпатории”.