Крым: два колеса или четыре?

Говорят, Крымский полуостров – одно из лучших мест, где стоит путешествовать на велосипеде. На дорогах и тропах здесь, действительно, можно встретить много наездников.

Коллектив сайта kukarta.ru решил разобраться в особенностях путешествия на велосипеде и машине. Для этого нам пришлось разделиться. Часть редакции отправилась колесить по дорогам Крыма на полноприводном автомобиле Toyota RAV4 компании КЛЮЧАВТО. А часть – оседлала двухколесных коней, вооружилась палатками и пошла покупать билеты на автобус до Феодосии. Свое большое автовелопутешествие по Крыму мы совершили в рамках проекта #15открытийКлючавто.

В Крым на велосипеде - #15открытийКлючавто

Проект #15открытийКлючавто создан для того, чтобы закрыть пробелы на карте юга России. Всё, что ты не знал, места, где ты еще не был. Необычные истории, новые отметки на карте поездок. 15 лет компании КЛЮЧАВТО = 15 путешествий по югу России.

Андрей Метель, руководитель велоэкспедиции по Крыму:

Накануне майских праздников каждый искатель приключений мечтает только об одном: открыть карту и наметить нить маршрута. К счастью, этот ритуал не обошёл стороной и меня. Вот уже в третий раз Крым позвал меня колесить по своим крутым серпантинам, ароматным виноградникам и зелёным садам.

Два предыдущих велопохода по Крыму я совершил в одиночку. И в этот раз я был намерен поступит так же. Но один весенний вечер за чашкой чая изменил мои планы в более непредсказуемый формат. Мои друзья Сергей и Анаит незамедлительно подхватили мою вдохновляющую волну воспоминаний о поездках по горному Крыму и решили присоединиться к приключению. Позже в нашу команду вошли Зейнеб и Дарья.

Вопрос о спортивной подготовке и опыте катания участников заставил меня немного попотеть. Зейнеб и Дарья вспоминали как крутили педали в детстве, Анаит любила поколесить по городу только в выходной день, Сергей оказался более опытным велосипедистом, несмотря на частые падения через руль из-за чувствительности гидравлического тормоза. Тогда я и подумать не мог, насколько слаженной и крепкой окажется эта команда. Нас было пятеро, 3 велосипеда, отсутствие опыта и туристического снаряжения у четырех участников похода, но было и самое главное – большое желание отправится в путешествие. За пару недель мы нашли все снаряжение и недостающие велосипеды, научились правильно тормозить и сидеть за рулем, накручивали километры 3 раза в неделю, умирали от боли в ягодицах, но продолжали идти к цели.

Маршрут:

1 день

Феодосия – Коктебель + морская прогулка на катере вдоль горно-вулканического массив Кара-Даг (26км). Стоимость прогулки 500р., но не упустите шанс торга. Девушка с сильным отголоском вчерашней вечеринки на лице уступила нам 100 р.

2 день

Коктебель – Лисья Бухта (18км) + пешая часть маршрута к киногородку (1,8 км).

3 день

Лисья Бухта – Кемпинг «Зеленка» близ поселка Коктебель (19 км).

4 день

Кемпинг «Зеленка» – Феодосия (21 км).

Велосипеды упакованы, рюкзаки собраны. В 21:30 мы стартует от Краснодарского автовокзала в Феодосию.

Как доставить велосипед в Крым?

Транспортировка велосипеда в автобусах всегда вызывала у меня некоторое защемление в районе груди. Тщательно пакуйте своего железного коня, его будут толкать, ругать, а ещё кидать сумки, тем самым создавая избыточное давление на перья, переключатели и петухи, что может перевести к поломке деталей.

Ваша задача при разборке велосипеда уменьшить его габариты в трёх измерениях и защитить багаж пассажиров от загрязнённых или промасленных деталей велосипеда.

Пищевая плёнка и набор стяжек – главные инструменты при упаковке велосипеда. Если вы отправляетесь в поход один, то достаточно снять переднее колесо велосипеда и руль Колесо крепится стяжками к раме, а руль к вилке, после чего велосипед полностью обматывается плёнкой. Если в поход отправляются 2 человека и более, велосипед нужно разбирать тщательней: снимаем 2 колеса, задний переключатель откручиваем вместе с петухом и крепим стяжками к внутренним сторонам перьев (важный момент – переключатель должен быть именно спрятан, нужно избежать любого давления на него при перевозке). Руль также крепим стяжками к вилке, седло опускаем максимально, либо полностью вытаскиваем и крепим к раме. В итоге у нас получаются вот такие компактные упаковки.

На вело по Крыму

День первый:

Около 5 утра мы начинаем сбор велосипедов на автостанции в Феодосии и выезжаем в сторону Коктебеля.

Первые подъёмы, и мы уже начинаем дышать полной грудью, останавливаться и приводить девочек в чувства. Затяжной подъем по трассе пройден за пару часов, и перед нами открываются потрясающие виды Кара-Дага и черноморского побережья. На спуске провожу инструктаж о торможении, плотно закрепляем шлемы и с дикими криками летим к морю под 50 км/ч. Фееричный спуск заканчивается у бухты Двуякорной на подступах к п. Орджоникидзе. Впереди снова затяжной подъем, и мы разбавляем свой страх волшебным чаем, от чего становится значительно легче.

Движемся в колоне, самое ценное для нас с Сергеем – это наши девочки, поэтому они всегда находятся между замыкающим и первым райдером в колоне, в процессе движения мы с Сергеем часто меняем друг друга и связываемся по рации на случай экстренных остановок. Через пару километров подъёма на нас обрушился ливень. Заливало лицо и глаза, видимость резко упала. Кричали громко, я от мощи ливня, Зейнеб от требования остановки, Даша, Анаит и Сергей со стоицизмом на лицах крутили педали к приветливым воротам Коктебеля с надписью «страна коньяков».

Дождь закончился и сквозь тучи пробилось солнце. Сухие и счастливые мы отправляемся на морскую прогулку в небольшом судне вдоль вулкана Кара-Даг. Стоимость билета – 500 рублей, но, поверьте, оно того стоит. Прогулка длиться 1,5 часа, капитан бархатным голосом рассказывает факты о массиве, Сергей не отпускает чашку чая, Зейнеб молчит о своем, Анаит прокручивает кадры плёночного фотоаппарата, а Даша улыбается капитану, и смотрится все это чертовски здорово.

День второй:

Утро начинается не с кофе, утро начинается с йоги под присмотром нового четвероногого друга Беллы. Сергей расправляет флаг Ключавто, надевает его на флагшток, собранный из дуг палатки, и мы отправляемся к знаменитому нудистскому пляжу Лисья Бухта.

Снова подъёмы и мелкий дождик. Состояние Зейнеб ухудшается, мы часто останавливаемся и переводим дыхание. Дорога к Лисьей Бухте от Коктебеля идет через поселок Щебетовка. Перед въездом в Щебетовку асфальтированная дорога уходит вправо, мы едем по этой дороге до ее раздвоения. Асфальтированная дрога идет левее к поселку Курортное, грунтовая дорога ведет к Лисьей Бухте. После дождя она становится труднопроходимой. За час мы проходим грязные спуски и подъемы и оказываемся в Лиске.

«Оставь свою одежду, всяк сюда входящий» надпись на табличке при входе на территорию пляжа. Мест для палаточного лагеря предостаточно – Шакалка, Ямайка, Куба, Пикадилли. Все это названия знаменитых Лисьих стоянок.

Родник расположен не в самом удобном месте, приходится подниматься в горку. Зная это, мы запаслись водой заранее. Если исходить из расчёта 2,5-3 литра воды на человека, то для того, чтобы поужинать, приготовить чай и просто попить воды вечером – это достаточный объем. С дровами на пляже просто катастрофическая проблема, но есть отличное место, где они всегда водятся. Если пройти по берегу 1,5 км в сторону киногородка, то можно обнаружить деревья.

Киногородок был построен в 2004 г. на берегу бухты Чалка. Небольшой кусочек земли у моря застроен интересными сооружениями в восточном стиле, и все это декорации для неснятого фильма «Живая рыба». Сейчас здесь проходят фестивали, есть отличные места под палатки и даже деревянный навес с лавочками и большим столом. Отсюда можно отправится на мыс Меганом (около 20 км.). Костёр горит, фотоаппарат снимает длинные выдержки, мы пьем чай и провожаем волшебный день. Чуть позже к костру присоединился житель Лиски Сергей. Обосновался он в этих краях относительно недавно – год назад. За спиной у него был большой рюкзак, за пазухой спал кот. Мы напоили его чаем и долго слушали удивительные истории про борьбу Сергея с мстительными крымскими сколопендрами, узнали о странной болезни нового знакомого под названием сколопендроз, а после безуспешно пытались найти полярную звезду.

День третий:

На третий день мы должны были отправиться в Коктебель и найти на побережье кемпинг «Зеленка». Перед выездом я решил показать группе киногородок и заодно зайти к знакомому, который живёт в Лиске с момента ее появления. Отшельник Эдик обитает на стоянке «Куба», в домике, выложенным из камней. В Лиске его все хорошо знают, приносят ему еду, чай, сладости. Я занес ему пару пачек нашей нескончаемой халвы и бутылку подсолнечного масла. Поговорили с ним о трудностях жизни в Лисьей Бухте и тепло попрощались.

Ехать обратной дорогой совсем не хотелось, и было решено двинуться в путь через мыс Крабий, выехать в Курортном и оттуда отправиться в Коктебель на поиски кемпинга «Зелёнка». Дорога через мыс Крабий в Курортное заставит попотеть и пешего туриста, не говоря о велосипедистах. Около часа у нас ушло на то, чтобы преодолеть 1,2 км. Велосипеды приходилось поднимать на руки и перетаскивать через большие каменные обвалы. Я чувствовал, что Анаит на грани, но перейти ее она пока не успела. Еще 10 минут, и мы уже раскладываем коврики у продуктового магазина в Курортном, с улыбкой вспоминая мыс Крабий.

К вечеру мы прибыли в Коктебель на место первой ночевки. Если пройти около трехсот метров по берегу от нудистского пляжа в сторону мыса Хамелеон, то можно обнаружить очень уютное местечко под небольшой палаточный лагерь – это и есть кемпинг «Зелёнка». А если свернуть чуть левее на тропу, поднимающуюся в гору, то можно выйти на большую обзорную площадку. В этом месте тренируются парапланеристы, отсюда открывается отличный вид на Кара-Даг и мыс Хамелеон. Наша волшебная стоянка хорошо вытоптана, есть кострище и даже деревянная полка на дереве. Зейнеб готовит плов, Анаит и Даша изучают среду, Сергей отправился в Коктебель за рисом, а я по традиции ушел на поиски дров. В темноте наткнулся на алтарь Шивы, он посмотрел на меня с укором, и я решил ускорить темп сбора сухих веток. Дело в том, что добывать дрова в кемпинге – не совсем благостное занятие: деревьев очень мало, но оставлять наших девочек в холоде было бы преступлением. Думаю, Шива меня простил.

Последний ужин похода был самым вкусным. Сварили компот, отведали чудо плов с татарским характером и принялись медитативно наблюдать за играющими переливами остывающих углей костра. Видимо кто-то узнал о наших велоподвигах в Коктебеле, и над морем с треском прогремела череда салютов в нашу честь.

День четвертый

Мало нам дорог и историй о сколопендрах, но покидать крымские земли все же приходится. Выехав в 11 из Коктебеля 9 мая под сигналы проезжающих машин с красным флагом Кукарты и сине-белым флагом Ключавто наперевес, мы гордо спускаемся в Феодосию.

Что делать, если вы хотите отправится в Крым на велосипеде?

Просто попробуйте, и вы обязательно вернетесь туда еще.

Данный маршрут отлично подойдет начинающим велотуристам. Подъемы быстро превращаются в спуски, по дороге встречается много населенных пунктов на случай пополнения продовольствия или ЧС. Практически на всем маршруте вы едете по асфальтированной дороге.

Цены в Крыму примерно на 20% выше краснодарских (на мой взгляд), основную часть продуктов мы подготовили перед выездом (крупы, каши сладкое, тушенка, и конечно халва). В Крыму покупали хлеб, овощи и фрукты.

Мобильные операторы: МТС, Билайн. Телефоны ловят сеть хорошо, интернет оператора WIN работает лучше, чем в Краснодаре.

Рацион велосипедиста

За вкусные ужины в походе отвечали девочки. Перед выездом тщательно обеспечьте поваров всем необходимым и грамотно составьте продуктовую раскладку. Я пользуюсь проверенным правилом: поход сложный или категорийный – нет места изыскам, берите простые, но энергоёмкие продукты (крупы, сало, сгущенка, сухофрукты), никаких свежих овощей и фруктов.  Если же поход несложный, как в нашем случае, то не стоит отдавать предпочтение аскетичной кухне выживальщика. Разнообразьте ваш рацион, поверьте, вкусные радости в походных условиях поднимают настроение участников. При составлении приёмов пищи в велопоходе по Крыму я ставил две задачи: завтраки и ужины не должны повторяться, и в блюдах должны быть свежие овощи. Обеды нам замещали легкие перекусы, в основном это быстрые углеводы: халва, сухофрукты, сгущёнка.

Наш рацион:

Завтраки:

  • Лапша молочная, щербет, конфеты, чай, кофе.
  • Овсянка, шоколад, халва, какао, чай, кофе.
  • Манная крупа, щербет, вафли, печенье, какао.

Ужины:

  • Макароны с тушенкой (тушенка, сублимированный сыр (продукция «Гала-Гала»), томаты, лук, зелень, сублимированное масло (продукция «Гала-Гала»), специи), шоколад, какао.
  • Суп Харчо (тушенка, рис, картофель, лук, зелень, морковь, специи), печенье, чай.
  • Плов (рис, тушенка, морковь, лук, куркума, соль, перец), сладкое, компот из сухофрутов.

Цены и расходы:

1 400 рублей – билет на автобус рейсом «Краснодар-Феодосия» (в цену входит переправа через паром). На каждого участника покупается два багажных места. Билеты можно оформить за 10 дней до отъезда через ресурс avtoticket.com. Билеты лучше брать заранее, т.к. вам может понадобится большое количество багажных мест.

Цены в Крыму выше краснодарских примерно на 20 %.

Крупы и сладкое мы купили в Краснодаре. Это простые и бюджетные составляющие – рис, гречка, овсянка, шоколад, халва (не переоцените её значение), конфеты. К ужинам я заготовил тушенку по рецепту Лебедева-Шендеровского. Мясо и топлённый жир обошлись примерно в 1 300р. Чай, кофе, сахар и прочие дополнения к походным трапезам вы всегда найдете в своей кухне.

Итого продуктовая раскладка на каждого участника обошлась примерно в 700р.

Почему Крым?

Здесь очень много троп и живописных дорог для велопутешествия. Бодрящие спуски не оставят вас равнодушными. Крым наполнен удивительными природными достопримечательностями, и все это очень близко друг к другу, не нужно преодолевать 200 км чтобы увидеть чудо, оно здесь за каждым деревом. Бухты, горы, пещерные города и водопады.

Советы:

Изучите локацию.

Для прокладки маршрута и подготовки карты я пользуюсь сервисом SASGIS, а в качестве навигации в походе использую мобильное приложение Locus Pro. Но перед этим зайдите на туристические форумы, поинтересуйтесь у людей, какие места вам стоить посетить, просто посмотрите фотографии крымских достопримечательностей.

Для того, чтобы быть на связи с друзьями и близкими и радовать их фотографиями в Инстаграме, возьмите с собой power bank. Это портативное устройство для зарядки ваших гаджетов. Для меня это незаменимая вещь в походах, которая продлевает время работы камеры и смартфона.

Если вы любите снимать ночное небо, не забудьте перед выездом изучить положение небесных тел.

Возьмите горелку и газ. В горных частях Крыма нет проблем с дровами, но вдоль побережья найти горючее сложно. 60-70 грамм газа на человека в день – это оптимальный объем.

Крупы удобно размещать в пакетики порционно. К примеру, я знаю, что для приготовления плова на каждого участника нужно 80 грамм риса. 80*5=400 грамм. Взвешенный рис я пересыпаю в рублёвый пакет и плотно обматываю скотчем, создавая уплотнённый каркас. Такой принцип удобен для быстрого вскрытия и утилизации упаковки. На такие упаковки я клею стикеры с нумерацией завтраков и ужинов. Продукция должна равномерно распределяется между участниками похода, а также равномерно покидать их рюкзаки.

Еда велопутешественника в Крыму - #15открытийКлючавто
Как сложить велосипед перед дальним путешествием

Позаботьтесь о технической эксплуатации вашего велосипеда до и во время прохождения маршрута, не забудьте взять с собой инструменты и запчасти для ремонта. Петух – это деталь велосипеда, которая связывает задний переключатель с рамой и одна и самых уязвимых частей велосипеда. В одном из велопоходов по горному Крыму мой петух лопнул, и я катил велосипед до ближайшего города Алушта. Мне очень повезло, что в городе оказался велосервис, где я купил последний петух, подходящий к моей раме. Обязательно берите запасной петух в поход. Так же возьмите с собой запасные болты, гайки и прочие расходные материалы для узлов вашего велосипеда. Болты багажника иногда не выдерживают веса велобаула и лопаются, позаботьтесь об их замене.

Пищевая пленка и стяжки – очень полезная вещь при транспортировке.

Не забывайте о походной аптечке. Узнайте о хронических заболеваниях участников похода. Аллергики и астматики – это особая зона риска. Для таких участников необходимы препараты, снимающие острые проявления болезни. Репелленты в походе избавят вас от назойливых насекомых. В лесу и густой траве вас могут поджидать клещи. В ветаптеках продаются специализированные пинцеты для удаления нежелательных гостей. Извлекайте клеща из тела очень аккуратно, обязательно сохраните его и при первой возможности отдайте на диагностику.

Не забывайте, что велосипедист является участником дорожного движения, старайтесь соблюдать правила ПДД.

Берегитесь крымских сколопендр: кусают больно, выглядят еще хуже, испытано на себе. Перед сном проверяйте палатку и спальники. В противном случае – сколопендроз.

Не стоит отправляться в длительный велопоход с рюкзаком за спиной, руки и спина испытывают большие нагрузки при такой транспортировке. Для велотуризма существует очень удобный вид баула, это так называемые велоштаны, которые крепятся на велобагажник. Распределяйте вес снаряжения равномерно. Собранные велоштаны утяните по бокам резинками с крючками. Такие резинки продаются на рынках у бабушек, собственно сами бабушки часто используют их для своих тележек, знают толк!

Не ставьте палатку близко к воде, ночью возможны приливы.

Возьмите фонарики для привала и велосипеда. Ездить ночью конечно же никто не планирует, но в походе все может меняться очень быстро. Ночью очень важно, чтоб вас видели на дороге. Если не хочется тратиться на велофонари, то можно привязать налобный фонарь на руль и велоштаны.

Крым на автомобиле

Что касается путешествия по Крыму на четырех колесах, то тут все намного удобнее. Просторный кожаный салон, кондиционер, и самое главное – огромный багажник, который снимает необходимость переживать о том «как я смогу увезти столько вещей». Подробнее о наших путешествиях на Toyota RAV4 по Крыму можно почитать в предыдущих статьях проекта #15открытийКлючавто, а здесь подведем итоги.

Дороги в Крыму. Пожалуй, их можно оценить на 4 с минусом. По крайней мере, это касается федеральных трасс. Даже по сравнению с прошлым годом отремонтировано много километров дорожного полотна, что значительно облегчает передвижение по полуострову. Между небольшими населенными пунктами все дороги тоже имеются, но вот качество их разное. Нередко встречаются случаи, когда яма на яме и ямой погоняет.

В предыдущих статьях про Крым читайте: Города-призраки или пещеры в скалах. Кто здесь жил? и Крым: где помочить ножки?

Цены и расходы. Конечно, путешествие на автомобиле намного затратнее, чем на велосипеде. В среднем за три дня путешествия мы потратили:

На бензин – 4108 рублей на 1358 км

На паром – стоимость переправки одного автомобиля RAV4 и четырех членов экипажа на пароме составила 2300 рублей (1700 рублей – автомобиль, 150 рублей – пассажирский билет) в одну сторону.

Самые популярные сети АЗС – Atan, TES, WOG и др.

Просмотров: 746
12 Загрузка...