Нагишом на Магишо

Блог путешественников

Середина кубанского июля. Безмятежный краснодарский зной, дотапливал на работе, и без того плохо работающие мозги, как вдруг в социальных сетях прилетело приглашение от друга пройти занимательный маршрут. Я долго не думал.

План был таков. 27 июля выдвигаемся в сторону Мостовского района. Там добираемся до посёлка Никитино. Машины оставляем в посёлке. Пересаживаемся на УАЗ «Буханка» для заброски на плато Дженту, что возвышается над посёлком Рожкао (Рожки) (Карачаево-Черкесская республика). Оттуда топаем в долину Большого Блыба, который разделяет два хребта – Магишо и Дженту. Пройдя Блыбский перевал, спускаемся по живописной долине Бескеса-реки. Далее, мы забираемся на Малый Маркопидж, спускаемся и через гору Хацавита и возвращаемся в посёлок Никитино. На всё отвели 5 дней.

День 1. Никитино. Заброска. Плато Дженту. Долина Большого Блыба.

Вооружившись старенькими плёночными фотоаппаратами «Зенит» и «Кодак», рано утром мы тронули в сторону Мостовского района. Доехав до станицы Мостовской, мы безошибочно взяли курс вверх по Лабе – одного из главных притоков Кубани, далее, отдав предпочтение Лабе Малой. Добравшись не без сложностей до посёлка Никитино (порядка 15 км «гравийки», с узкой дорогой, и некоторыми нерадивыми водителями), мы оставили машины на одном из гостевых дворов, где нас встретил Дмитрий – владелец на вид безобидного отечественного автомобиля УАЗ «Буханка». В безобидности машины мы разочаровались чуть позже…

27 июля, 11.00. Мы беззаботно катились из краснодарского края в КЧР, а именно к посёлку Рожкао. Там ощущение беззаботности резко улетучилось. Дорога шла вверх по Большой Лабе, и представляла собой живописную картину, с прозрачно-синеватой холодной водой и отвесными вершинами за бортом.

Заброска удалась на славу. Да и ребята мы молодые, экстрим как-то по душе. Но дальше забираясь вверх, УАЗик из безобидного малыша, превращался в рычащего маленького берсерка, который превращал под собой дорогу в раскалённые угли. Мы пёрли вверх под солидным углом, в салоне летали сумки, мы, доносился чей-то нервный смех, и баритон Дмитрия, который вторил Виктору Цою о переменах, уверенно держа руль и пристально глядя вперед. Воодушевляло это всё конечно знатно… Через минут 20 тотальной встряски, мы вышли на живописном плато Дженту.

Указав нам тропу, и рассказав о не менее интересной вершине Загидан (КЧР), Дмитрий отправился назад. А нас ждала долина Большого Блыба, с величественными хребтами Магишо и Дженту. Через 30 минут пути, нас поглотил ливень.

Вдали мы увидели пастуший балаган. Мы всё больше ускорялись. Спонсором ускорения выступил, как и ливень с упавшей температурой, так и обнаруженный средней свежести помёт медведя. Добравшись до балагана, уставшие, мы наивно полагали там переждать дождь.

Ливень не переставал идти, температура понижалась, плюс очень недружелюбно косились на нас быки из местного полудикого стада, которое, как потом оказалось, пас житель этого самого балагана. Пока наши друзья переговаривали с пастухом, дождь стих, и мы решили разбить лагерь отдельно. Вечер встречали с пасмурным небом, но ясной видимостью. Всё ближе открывались скалы и хребты грозных Магишо(3159 м.) и Дженту (2850 м.).

Над Дженту, вздымаясь и клубясь, испарялась влага, создавая причудливые формы. Вокруг стояла звенящая тишина. Вся эта картина, оправдывала название массивной вершины. Дженту с карачаевского переводится как Гора Духов.

Поход на Магишо. Фото Михаил Яценко

Быстро разогрев на газу еду, и выпив для «сугреву» домашнего самогона, мы развесили одежду и повалились спать…

День 2. Магишо. Блыбские озёра (озёра Леушина). Блыбский перевал. Долина Бескеса.

Встав около 5.40, нашему взору предстало великолепное зрелище. Величественные скальные хребты, альпийские луга, быстрые ручьи. Всё это заряжалось ярким солнечным светом, который заливал всю долину.

Собрав лагерь, и оставив рюкзаки под кустом (благо места полудикие), мы отправились налегке к Блыбским озерам.

Путь мы выбрали не самый простой (как говорится бешеным собакам – три круга не помеха), и полезли к озерам по безымянному небольшому хребту. Но это того стоило, вид открывался на Блыбскую долину впечатляющий. Да и ацангуары как на ладони было видно

Перевалив через хребет, мы благополучно скатились в котловину к двум из трёх озёр Леушина(Блыбские).

Поход на Магишо. Фото Михаил Яценко

Примечательно было там увидеть ацангуары – скопления камней, каким-то способом образованные в правильные геометрические фигуры. Кто-то говорит, что в прошлом пастухи загоняли в них скот, кто-то рассказывает о полумифическом племени предков абхазов и их жилищах. Гипотез на этот счет множество.

Ещё одна из них говорит, что когда-то по этому месту шло одно из ответвлений Великого Шелкового пути. И что эти ацангуары (скопление камней), являлись в прошлом, чем-то типа фундамента для шатров, в которых встречали местные хозяева уставших торговцев и путешественников. К сожалению, местоположение именно этих ацангуаров, эту гипотезу ставят под сомнение. В любом случае, зрелище любопытное и местами мистическое.

В воздухе стояло около градусов 17, из ясного, день потихоньку превращался в пасмурный. В немой сцене, над хребтами перекатывались облака. Стояла тишь, и лишь падающие ручьи с Магишо, нарушали тишину, подпитывая иссиня-голубой кристально-чиистой водой Блыбские озера.

Искупавшись, мы тронули к третьему озеру, которое располагается чуть выше, встретив по пути табун полудиких лошадей.

Воздух становился все разряженней. Очередного ливня было не миновать. Поспешно мы спустились к сумкам, где нас ожидала вторая часть группы, и мы тронулись к Блыбскому перевалу, за которым нас ждала долина Бескес…

Поход на Магишо. Фото Михаил Яценко

Опустился туман, и зарядил ливень. В наших сердцах Блыбская долина останется долиною Дождей. Или это июль такой выдался?

Перевалив через перешеек, перед нами предстала удивительная панорама долины. Трава была невысокой, будто её здесь подстригают каждый день.

Справа и слева отвесные скалистые стены хребтов, вели нас словно по коридору. С них скатывались водопады, луга насыщались влагой, в травах бежали, скрываясь, ручейки… Мы же, повторяя за упомянутыми лугами, тоже насыщались влагой, от уже ставшего, чем-то родным и близким, дождя…

Поход на Магишо. Фото Михаил Яценко

Бескес (от карачаевского бещкёз) переводится как «пять глаз». Верно подметили товарищи, которые так назвали долину и речку. Ведь в её верховьях, как раз расположены пять озёр на трёх из которых, мы побывали. Огромные просторы долины никого не оставят равнодушными.

Группа шагала бодро, озираясь по сторонам, переходя речушки и ручьи, местами высокую траву, и наполняясь красотами.

Спустя три часа, мы опять изнуренные, мокрые и замерзшие пересекли границу КЧР с Краснодарским краем. Но по прошествии минут 20-ти, дождь начал утихать, а мы вышли к вагончикам.

В вагончиках жило 2-е егерей и юный помощник. Ребята нас с радостью приютили, напоили горячим чаем, и разместили на ночлег в вагончике-бане, который сюда ещё в 60-х приволокли геологи. Егерский «сервис» после 3-х часового дождя был как нельзя кстати. Наслушавшись интересных историй про кавказских леопардов и зубров, мы погрузились в сон…

День 3. Маркопидж. Спуск балку Хацавиты.

Проснувшись, мы проводили егерей (они ушли на пересменку), и тронули сами к Малому Маркопиджу. Дорога была красочная, всё больше альпика сдавала свои полномочия деревьям.

С момента выхода к вагончикам и Малого Маркопиджа, нас сопровождали виды таких гор как: Ятыргварта, Сундуки, вдалеке виднелись Тхачи.

Поход на Магишо. Фото Михаил Яценко

А по правой стороне мы продолжали восторгаться хребтом Белые Скалы, который, казалось, тянулся от самого Дженту.

Тропинка падала и поднималась. В одном из таких подъемов за деревьями начал выглядывать Малый Маркопидж. Несмотря на свои 2218 м., выглядел он внушающе. Скалистая громада, высвободившаяся из зелени.

Добравшись до небольшого перевала, после которого нам предстоял долгий путь вниз, мы решили взобраться на «колючую ожыну (ежевику)». Так с черкесского переводится Малый Маркопидж.

Взбираясь на эту вершину, мне даже посчастливилось увидеть в пяти метрах, резко выпрыгнувшую серну, которая вмиг скрылась за утёсом. Поднявшись, мы вгляделись в весь «коридор» долины Бескеса. А еще на вершине мы нашли банку с посланием от туристов из «недалекого прошлого».

С Малого Маркопиджа был прекрасно виден Блыбский перевал, который мы перевалили только вчера. Помимо этого, видна была почти вся панорама горного Апшеронского района и горной Адыгеи. Долго всмотреться не получилось, очередная порция ливня уже спешила в сторону своей любимой долины.

Поход на Магишо. Фото Михаил Яценко

Проводя облака взглядом, мы покатились вниз, в балку Хацавиты. Лес становился всё выше и гуще. Встречались и вот такие товарищи.

Спустя часа 4, спустившись в балку, мы опять «присоседелись» лагерем к одному из обустроенных егерских стоянок.

Познакомившись и с этими егерями, мы мирно побеседовали весь вечер, собственно, откуда и услышали о гипотезе про ацангуары и Великий Шелковый путь. Вечер превращался в ночь, костёр скрипел, мы укладывались спать.

День 4. Хацавита. Ведьмино озеро. Никитино.

Выдвинулись к часам 10.00 утра. Егеря дали нам наставления, выписали свои номера телефонов (дюже мы им понравились), сказали, что ждут нас на следующий год, и посоветовали зайти на «прекрасное озеро под сказочным названием Ведьмино». Подъем наверх у нас занял порядка 2-х часов.

Поход на Магишо. Фото Михаил Яценко

С Хацавиты так же отчетливо виднелись красивые горные узоры, седые шапки вековых великанов и в воздухе стояла первозданная чистота. По пути мы насобирали полезных трав, планируя заварить их вечером. Сама Хацавита (1993 м.) была не очень примечательной. На вершине было больше альпики.

Так же мы пересекли какой-то непонятный, но новёхонький лагерь с часовней, крутыми машинами и парой священников. Спускаясь вниз, лес опять взял права за собой. По дороге, которую раскатали квадроциклы и внедорожники, мы в стороне даже заприметили парочку диких кабанят, по традиции ускорив темп.

Добравшись до указанной егерями точки, мы отправили на разведку пару ребят, дабы убедиться в надобности посещения «красочного» Ведьминого озера. Вернувшись через полчаса, ребята нам рассказали о шумных толпах «мангальных туристов» с детьми, и невзрачности озера. Было решено переть дальше, уже «до победного».

Остальное время пути до Никитино, занял лишь спуск и нескончаемый обзор буйности и совершенства горной и лесной природы матушки Кубани.

Поход на Магишо. Фото Михаил Яценко

Сделав последнюю, небольшую остановку на одной из произвольных беседок, мы разглядывали сверху посёлок, и непокорную, несущуюся Малую Лабу.

В посёлок мы спустились к 16.00. По традиции, взяв любимый пенный напиток, мы расположились у костра, и до самой глухой ночи смаковали впечатления.

Поход оказался для нас не самым легким. Ведь, как я говорил, мы не самая опытная команда туристов. Но все впечатления, которые мы запечатлели не только на камеры телефонов и фотоаппаратов, но и в голове и в сердце, мы проносим в себе и возвращаемся к ним даже спустя долгое время. Не зря говорят, что горы, это особая энергетика. С виду безмолвные и безмятежные, своей вековой тишиной, они умело заполняют тебя. Они учат тебя говорить на своем языке. И ни один, хоть опытный, хоть начинающий турист, не даст соврать, что как минимум первую неделю после походов, ты отчетливо понимаешь их язык, когда во всей этой сутолоке и спешке большого города, ты остаешься безмятежным как они – как бы в стороне, как бы в облаке…