Софийские озёра через Нижнюю и Верхнюю Запятые

Блог путешественников

Во второй половине июля 2017 случайно выдалось 4 выходных подряд, так что мы быстро покидали в рюкзаки вещи и поехали в Архыз на Софийские озёра. Наше знакомство с районом ограничивалось моими новичковскими альпинистскими сборами еще в 2004 году и парой-тройкой выездов на каталку в последние годы. Поэтому, выбирая и планируя маршрут, я просмотрела в Интернете несколько статей, отчётов, форумов и даже книгу Лисовецкого “Архыз альпинистский”, но в условиях нехватки времени на сбор данных так и не нашла толковой информации по времени, которое может занять маршрут без заброски. Так что я решила во время похода обращать внимание на время и по возвращении рассказать об этом на просторах Паутины, что и делаю.

Дорога от Таулу - поход на Софийские озера
Дорога от Таулу – поход на Софийские озера

Маршрут мы выбрали такой: от турбазы Таулу без заброски до озера Нижняя Запятая – Верхняя Запятая – ночёвка на Софийских озерах – спуск через озеро Айматлы-Джагалы до дороги, а там пешком или на транспорте обратно к турбазе. Сразу оговорюсь, что от первоначального плана мы отклонились, ночевали на Нижней Запятой, и с Софийских озёр потом спустились по пути подъёма, через Запятые.

На подъёме мы не встретили ни одной группы, идущей в том же направлении, что и мы, поэтому сравнить наш темп не с кем. На спуске мы несколько раз кого-то обгоняли, так что, видимо, спускались чуть быстрее среднего темпа.

От турбазы Таулу по дороге, иногда обгоняемые машинами, иногда помогая потом эти застрявшие машины толкать, теряя подошвы ботинок (у мужа через 15 минут пути развалились альпинистские ботинки – не потому, что дорога настолько плохая, просто отслужили уже своё), до речки мы шли 1,5 часа. Через речку перекинуто большое бревно, вот только до берега оно не достаёт: воды много. Пришлось разуться, закатать штанины и, держась за руки, помогая себе треккинковыми палками, героически пересечь бурный поток холодной воды. Чтобы через несколько десятков метров обнаружить бревно ещё толще и длиннее, по которому можно перейти речку, не замочив ног! Правда, остаться совершенно сухим довольно сложно: к переходу идёт такая растоптанная ботинками и копытами грязевая дорожка, что задумаешься, не пора ли теперь искупаться.

Поход на Софийские озера

Переправа через речку заняла у нас 15 минут. Дальше вверх по тропинке к Нижней Запятой еще почти 2 часа. По пути встретили туристов, которые напугали нас холодом на Верхней Запятой и Софийских озёрах, сказав, что там не сошёл ещё даже лёд. Так что мы решили поставить палатку на Нижней и сделать радиальный выход на другие озёра

Здесь только вброд
А стоит переходить здесь
Озеро Нижняя Запятая, Архыз

На озёра мы в тот день так и не добрались, так как, не имея подробной карты и поверив турам, встречаемым на пути, от Нижней Запятой стали подниматься правее ручья (если смотреть в сторону высоких гор и водопада, по направлению движения) и через час ходьбы упёрлись в живописные кусты рододендрона кавказского и отвесные скалы. От правильной тропинки нас отделял бегущий по крутому склону бурный ручей, пересекать который никому не советую. Нужную дорогу мы нашли уже на следующий день. Примерно через 20 минут подъёма (здесь во времени не уверена, точно не засекала) тропинка раздваивается. Нужно сворачивать на левую, которая сразу же после развилки пересекает множество ручьёв, и тогда выше весь поток воды переходить не придётся.

По этой стороне дальше тупик. Нужная тропинка- за ручьём

До Верхней Запятой от Нижней без рюкзаков мы поднимались 2 часа. Льдом озеро, конечно, в конце июля не покрыто, но льдины плавали. Вокруг травянистые склоны, усыпанные камнями, между которыми туристам удалось втиснуть довольно много палаток. На Верхней Запятой мы посидели 20 минут, перекусили, и примерно ещё через 40 минут уже любовались видом как на озеро Айматлы-Джагалы, так и на Софию и с её озёрами. Здесь, наверху, мы встретили группу, сопровождаемую радостной овчаркой. Так что, если кого интересует, можно ли подняться к озёрам с соответствующей спортивности собакой, – можно.

На Верхней Запятой в июле довольно снежно

Спускаться к озёрам мы не стали. Идти, там, должно быть, минут 20, а мы повернули назад. До Нижней Запятой налегке мы спустились за 1,5 часа. Там мы собрали палатку и с рюкзаками добрались до речки за час с копейками. После переправы по сухому бревну и грязной дорожке до турбазы Таулу мы шли около 1 час 15 минут.

Озеро Айматлы-Джагатлы

В целом, кроме остановок у речки и на каждом из озёр привалов мы не делали, только останавливались попить у каждого мимо пробегающего ручья. Пожалели, что не взяли маленькие бутылочки под воду. Воды на маршруте много, но в жаркий июльский день пить хочется ещё чаще.

Итого:

• Турбаза Таулу – речка 1,5 часа
  • Переправа 15 мин
  • Речка – Нижняя Запятая 2 часа
  • Привал не включён в тайминг